Уровни профессионального развития педагога
Люди разных стран равны в одном:
им дорого и любо все новое,
хоть новое и лепят из старого.
У. Шекспир
- Педагогическая техника (умелость)
Базовой характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания дошкольников (И.Ф. Харламов и др.).
Совокупность различных профессиональных умений воспитателя называют педагогической техникой. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.
Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением:
владение своим организмом (мимика, пантомима, управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия);
социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение), техника речи (дикция, темп речи) и др.
Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико-аналитические и другие умения.
- Педагогическое мастерство
Следующей ступенью профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Однако, в последние годы понятие «педагогическое мастерство» претерпело значительные изменения. Во-первых, по своей структуре. Если раньше педагогическое мастерство рассматривалось как двухкомпонентная структура, состоящая из знаний и умений, навыков, то сегодня оно включает как минимум четыре компонента: систему знаний, специальных способностей, педагогическую технику и гуманистическую направленность личности. Во-вторых, даже одинаковые компоненты, такие как система знаний и умений, переструктурируются и наполняются новым содержанием. Например, если для традиционного воспитателя главными были специальные и методические знания, то для современного педагога приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).
Педагогическая техника как форма организации поведения воспитателя представляет собой комплекс профессиональных умений - в том числе, актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства педагога шлифуется, в основном, в практической деятельности. Однако, при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приемов, но и личностное саморазвитие педагога, самоактуализация его личности. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей человека в актуальные. Динамика превращения потенциальных особенностей в актуальные выступает как основной механизм саморазвития. В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии, включающих вариативность мышления, эмпатийность (способность к сопереживанию), синтонность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (культуру диалога) и целый ряд других.
- Готовность к инновациям
Развитие этих качеств, высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическая и технологическая компетентность, креативные (творческие) способности (способность к творчеству) педагога - все это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями в частности. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активно-действенное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности.
Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства.
Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности).
Болгарские исследователи Д. Градев и А. Маринов определяют эту составляющую творческой деятельности как практическое поведение, которое имеет целью полноценное использование нового, продолжение творческих действий по созданию нового.
- Творческая деятельность как практическое поведение
Педагогическое творчество, по мнению этих авторов, есть более высокий уровень квалификации учителя. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.
• Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности - новаторстве - учитель выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приемы в процессе обучения и воспитания.
• В переводе с латинского слово "новатор" означает "обновитель", то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной области деятельности.
• Педагог-новатор - это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий. Учитель или воспитатель, владеющий современными педагогическими технологиям и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.
Под технологической культурой понимается интегральное качество личности, соединяющее в себе: гуманистические ценности педагогического процесса, определяющие гуманистическую направленность (операционального состава) педагогической деятельности, инвариантные педагогические умения, отражающие технологию педагогической деятельности и способствующие переводу ее операционального состава на технологический уровень; индивидуально-творческий стиль педагогической деятельности, раскрывающий индивидуальную концепцию смысла профессионально-педагогической деятельности и творческое воплощение его технологии.
- Готовность педагога к созданию авторской технологии
«Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту педагога, авторским стилем его педагогической деятельности, - один из важнейших показателей личностного развития педагога» (В.В. Сериков).
Вспомнив лингвистический смысл слова технология, происходящего от греческих слов техно - искусство и логос - слово, наука, можно сделать вывод, что педагогическая техника является индивидуально-авторским уровнем владения педагогической технологией.
- Индивидуально-авторский стиль педагогической деятельности
Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, воспитательной, образовательной) технологии является индивидуальный - авторский - стиль деятельности педагога.