Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Уровни профессионального развития педагога

Дата: 9 ноября 2017 в 16:11
Автор: Моргун В. Г.

Уровни профессионального развития педагога

          Люди разных стран равны в одном:

им дорого и любо все новое,

хоть новое и лепят из старого.

 У. Шекспир

  1. Педагогическая техника (умелость)

Базовой характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания дошкольников (И.Ф. Харламов и др.).

Совокупность различных профессиональных умений воспитателя называют педагогической техникой. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

 Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением:

владение своим организмом (мимика, пантомима, управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия);

социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение), техника речи (дикция, темп речи) и др.

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико-аналитические и другие умения.

  1. Педагогическое мастерство

Следующей ступенью профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Однако, в последние годы понятие «педагогическое мастерство» претерпело значительные изменения. Во-первых, по своей структуре. Если раньше педагогическое мастерство рассматривалось как двухкомпонентная структура, состоящая из знаний и умений, навыков, то сегодня оно включает как минимум четыре компонента: систему знаний, специальных способностей, педагогическую технику и гуманистическую направленность личности. Во-вторых, даже одинаковые компоненты, такие как система знаний и умений, переструктурируются и наполняются новым содержанием. Например, если для традиционного  воспитателя главными были специальные и методические знания, то для современного педагога приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

Педагогическая техника как форма организации поведения воспитателя представляет собой комплекс профессиональных умений - в том числе, актерских и  режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства педагога шлифуется, в основном, в практической деятельности. Однако, при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приемов, но и личностное саморазвитие педагога, самоактуализация его личности. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей человека в актуальные. Динамика превращения потенциальных особенностей в актуальные выступает как основной механизм саморазвития. В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии, включающих вариативность мышления, эмпатийность (способность к сопереживанию), синтонность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (культуру диалога) и целый ряд других.

  1. Готовность к инновациям

Развитие этих качеств, высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическая и технологическая компетентность, креативные (творческие) способности (способность к творчеству) педагога - все это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями в частности. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активно-действенное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности.

Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства.

Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности).

Болгарские исследователи Д. Градев и А. Маринов определяют эту составляющую творческой деятельности как практическое поведение, которое имеет целью полноценное использование нового, продолжение творческих действий по созданию нового.

  1. Творческая деятельность как практическое поведение

Педагогическое творчество, по мнению этих авторов, есть более высокий уровень квалификации учителя. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.

 • Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности - новаторстве - учитель выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приемы в процессе обучения и воспитания.

• В переводе с латинского слово "новатор" означает "обновитель", то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной области деятельности.

• Педагог-новатор - это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий. Учитель или воспитатель, владеющий современными педагогическими технологиям и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

Под технологической культурой понимается интегральное качество личности, соединяющее в себе: гуманистические ценности педагогического процесса, определяющие гуманистическую направленность (операционального состава) педагогической деятельности, инвариантные педагогические умения, отражающие технологию педагогической деятельности и способствующие переводу ее операционального состава на технологический уровень; индивидуально-творческий стиль педагогической деятельности, раскрывающий индивидуальную концепцию смысла профессионально-педагогической деятельности и творческое воплощение его технологии.

  1. Готовность педагога к созданию авторской технологии

«Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся   согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту педагога, авторским стилем его педагогической деятельности, - один из важнейших показателей личностного развития педагога» (В.В. Сериков).

Вспомнив лингвистический смысл слова технология, происходящего от греческих слов техно - искусство и логос - слово, наука, можно сделать вывод, что педагогическая техника является индивидуально-авторским уровнем владения педагогической технологией.

  1. Индивидуально-авторский стиль педагогической деятельности

Важнейшим  условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, воспитательной, образовательной) технологии является индивидуальный - авторский - стиль деятельности педагога.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.