Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Какую информацию Вы бы хотели видеть на сайте учреждения образования
Всего 7 человек
Голосование
Каким главным качеством должен обладать хороший педагог учреждения дошкольного образования?
Всего 19 человек

Как общаться с безречевым ребенком

Дата: 16 февраля 2016 в 17:02, Обновлено 16 февраля 2016 в 17:14
 

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде, чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе - угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытается повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей.

Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки.

Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхания, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении р. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и др.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т. п.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Следите за правильностью своей речи. В этом вам помогут правила красивой речи.

Пятнадцать основных правил общения

Правило 1. При разговоре необходимо придать телу удобную и
свободную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад
и располагаются на одном уровне).

Правило 2. Вовремя речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.

Правило 3. Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.

Правило 4Чётко артикулируйте, произносите гласные протяжно,
делайте на них голосовую опору.

Правило 5. Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.

Правило 6. В каждом слове выделяйте ударный гласный звук,
произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом слове.

Правило 7. Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом,
немного медленнее обычного.

Правило 8. Длинные предложения делите на смысловые отрезки.
Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.

Правило 9. Чётко выдерживайте паузу в конце предложения и
между его смысловыми отрезками

Правило 10. Избегайте монотонности. Говорите выразительно.

Правило 11. Выдерживайте ровный, умеренный темп и ритм речи.
Говорите уверенно и спокойно.

Правило 12. Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.

Правило 13. При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте
говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.

Правило 14. Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних
движений руками, ногами, головой, туловищем.

Правило 15. Не преодолевайте напряжение дополнительным напряжением. При возникновении запинки не следует преодолевать её ещё большим напряжением мускулатуры, так как это ведёт к увеличению длительности запинки и затрудняет процесс дальнейшего произношения.

 

Не требуйте строго от ребенка повторения за вами тех или иных слов, не исправляйте ребенка, если он только начинает говорить, не смейтесь над его ошибками. Все это развить речевой негативизм – стойкое желание говорить. Следует ненавязчиво представлять ребенку правильный образец слова. Например, ребенок вместо слова «мяч» произносит «ма». Ответ взрослого: «Молодец, правильно, МЯЧ». При этом интонационно выделите «трудное слово», произнесите его четко и громко, но не кричите.

Ни в коем случае не повторяйте за ребенком неверное произнесение слов.

Сопровождайте действия ребенка эмоциональным речевым комментарием, при этом темп речи не должен быть быстрым, артикуляция должна быть четкой, предложения короткими. Например, подходя к лифту: «Нажимаем кнопочку. Лифт едет. Двери открываются. Зайдем? Двери закрываются». Стремитесь к диалогу, реагируйте на любое проявление коммуникативной активности у ребенка, пусть даже невербальное. Однако, поставьте ребенка в такие условия, чтобы ему было приятнее ответить Вам именно словом, слогом, звуком.

Сопровождайте подобным речевым комментарием все режимные моменты.

Играйте с ребенком в «выполнение заданий», давайте ребенку короткие четкие инструкции, вознаграждайте за верное исполнение задания (например, изюмом, орешками, кусочками фруктов). Например, «Отнеси чашку на стол. Молодец. А книгу положи под стол». Обращайте внимание на развитие понимание предлогов, наречий (далеко-близко, вверху – внизу – посередине и т.п.), прилагательных (принеси красное яблоко, принеси зеленую грушу).

Для развития понимания глаголов изготовьте с ребенком «Его альбом»: в него вклейте фотографии, где ребенок смеется, плачет, кушает, играет, рисует и т.д. Называйте действия, просите показать нужную фотографию. Такие альбомы можно изготовить про всех членов семьи.

Играйте иногда в забывчивых родителей. «Ой, забыла, а как это называется ру….помоги мне, это ру….точно!!! руки!!!».

Чтобы ребенку было проще произнести то или иное слово, произнести его вместе с ним (сопряженно), протягивая слоги, разбивая слово на слоги, отхлопывая каждый слог по столу.

Чтобы развивалась речь ребенка, он обязательно должен общаться со сверстниками. Если ребенок не посещает детский сад, запишитесь в детские развивающие кружки, студии.

 

​ Не требуйте строго от ребенка повторения за вами тех или иных слов, не исправляйте ребенка, если он только начинает говорить, не смейтесь над его ошибками. Все это развить речевой негативизм – стойкое желание говорить. Следует ненавязчиво представлять ребенку правильный образец слова. Например, ребенок вместо слова «мяч» произносит «ма». Ответ взрослого: «Молодец, правильно, МЯЧ». При этом интонационно выделите «трудное слово», произнесите его четко и громко, но не кричите.

​ Ни в коем случае не повторяйте за ребенком неверное произнесение слов.

​ Сопровождайте действия ребенка эмоциональным речевым комментарием, при этом темп речи не должен быть быстрым, артикуляция должна быть четкой, предложения короткими. Например, подходя к лифту: «Нажимаем кнопочку. Лифт едет. Двери открываются. Зайдем? Двери закрываются». Стремитесь к диалогу, реагируйте на любое проявление коммуникативной активности у ребенка, пусть даже невербальное. Однако, поставьте ребенка в такие условия, чтобы ему было приятнее ответить Вам именно словом, слогом, звуком.

​ Сопровождайте подобным речевым комментарием все режимные моменты.

​ Играйте с ребенком в «выполнение заданий», давайте ребенку короткие четкие инструкции, вознаграждайте за верное исполнение задания (например, изюмом, орешками, кусочками фруктов). Например, «Отнеси чашку на стол. Молодец. А книгу положи под стол». Обращайте внимание на развитие понимание предлогов, наречий (далеко-близко, вверху – внизу – посередине и т.п.), прилагательных (принеси красное яблоко, принеси зеленую грушу).

​ Для развития понимания глаголов изготовьте с ребенком «Его альбом»: в него вклейте фотографии, где ребенок смеется, плачет, кушает, играет, рисует и т.д. Называйте действия, просите показать нужную фотографию. Такие альбомы можно изготовить про всех членов семьи.

​ Играйте иногда в забывчивых родителей. «Ой, забыла, а как это называется ру….помоги мне, это ру….точно!!! руки!!!».

​ Чтобы ребенку было проще произнести то или иное слово, произнести его вместе с ним (сопряженно), протягивая слоги, разбивая слово на слоги, отхлопывая каждый слог по столу.

​ Чтобы развивалась речь ребенка, он обязательно должен общаться со сверстниками. Если ребенок не посещает детский сад, запишитесь в детские развивающие кружки, студии.

 

Желаю удачи!

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.