Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Развитие связной речи в семье

Дата: 16 февраля 2016 в 17:27
Автор: Моргун В. Г.

Дорогие родители!

Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь:

одна - корни,

а другая - крылья.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на "то, чему учила меня моя мать", "то, что мне показал отец", "то, чему меня учили дома". Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями.

"Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальном<wbr />у развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!" Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношенияспособности воспринимать то, чему учат отец и мать.

Каждый ребенок должен научи​ться содержатель​но, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной<wbr />, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мыш​ления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выра​зить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ре​бенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уров​не его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выраже​ния, усвоенные из художественных произведений.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверен​ность в своих силах.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержа​ния и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.

Однако нельзя недооценивать и развитие формальной сторо​ны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ре​бенка должно быть связано с развитием умения правильно вы​разить их в речи.

Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи детей включает решение дру​гих частных задач обучения родному языку:

1) словарную ра​боту (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно);

2) формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространенным<wbr />и, сложносочиненным<wbr />и и сложно​подчиненн<wbr />ыми предложениями, правильно используя граммати​ческие формы рода, числа, падежа);

3) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, вырази​тельной).

Известны два основных вида речи — диалогическая и моно​логическая. Каждый из них имеет свои особенности. Так, фор​ма протекания диалогической речи (беседа двух или несколь​ких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразитель​ность<wbr />, жест, мимика и т. п.— основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформу​лировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопро​сом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и испра​вить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее моти​вированно отстаивать свое мнение.

Монологическая речь как речь одного лица требует развер​нутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

В связной речи наглядно выступает осознание ребенком ре​чевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность ре​чевого изложения.

Родителей инте​ресует, с какого возраста и как обучать связной монологиче​ской речи?

Исследования, проведенные под руководством доктора педагогических наук, профессора

О. С. Ушако​вой сотрудниками лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, дают возможность сделать следующие выводы.

1. Обучать связной монологической речи следует как можно раньше. Дети второй младшей группы (четвертого года жизни) успешно овладевают навыками совместного рассказывания при систематическом и правильном обу​чении.

2. Обучение должно строиться на общении, и при этом быть не косвенным, а прямым и систематическим, учитывающим возрастные и индивидуальные возможности.

3. Обучение должно использовать такие методы, приемы и формы, которые нравятся детям и являются эффективными.

Система обучению связной речи-рассказыван<wbr />ию осно​вана на организации специфических ситуаций общения, которые требуют все более развернутых высказываний текстов. При этом следует учитывать, что ни один ребенок не захочет рассказывать, говорить, если не почувствует рядом заинтересованног<wbr />о собеседника.

Монологическая речь, таким образом, так же, как и диалогическая, адресуется собеседнику, а значит, наиболее действенны индивидуальные и малогрупповые формы обу​чения.

Первоначальные этапы обучения включают ребенка в совместное со взрослым рассказывание, а затем доля само​стоятельног<wbr />о составления текста все более увеличивается.

Для детей третьего и четвертого года жизни (в зависи​мости от индивидуальных сроков овладения речью) исполь​зуют игры с имитацией: взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверюшек, куколок. Ребенок обычно с охотой повторяет тексты взрослого и дополняет их.

Эффективным средством обучения детей того же воз​раста и старше связной речи является общение по поводу совместного рассматривания и чтения книг. Желательно, чтобы иллюстрации были яркими, крупными, привлека​тельным<wbr />и для детей. Под влиянием образцов прочитанных взрослым текстов и на основе зрительной опоры-картинки, иллюстрации дети начинают овладевать монологом-пере​с<wbr />казом. На начальном этапе пересказывание является сов​местным действием, с течением времени ребенок все более самостоятельно передает содержание знакомой сказки, рас​сказа. Простейшим формам составления описательных рас​сказов по игрушке обучают детей четвертого года жизни.

Дети пятого года жизни овладевают с помощью взрос​лых повествовательны<wbr />м рассказом.

Первые рассказы совмещают с показом: ребенок пе​редвигает игрушки (театр игрушек) и комментирует ход и логику событий.

Взрослый помогает овладеть компонентами связности: может подсказать, как начать, как связать действия, как лучше закончить.

На пятом году жизни дети овладевают простейшими формами описательного и повествовательно<wbr />го рассказа.

Детей шестого года жизни знакомят с правилами по​строения текста, с его структурными частями и способами их связи. Для этого используются разнообразные задания на составление недостающей концовки в рассказе или на придумывание начала, середины прочитанного текста. Эффективным приемом является обучение рассказыванию по серии сюжетных картин: сюжетные картины являются своего рода наглядной моделью структуры повествователь​н<wbr />ого текста и оказывают существенное влияние на умствен​ное развитие старших дошкольников.

В обучении описательным рассказам используются в качестве наглядно представленного плана своеобразные рисунки-символы. Каждый рисунок символически передает то, о чем следует сообщить, описывая предмет, давая его то, о чем следует сообщить, описывая предмет, давая его характеристику.

Чтобы научиться составлять и анализировать свои собст​венные тексты (рассказы, сказки), необходимо научиться составлять план прочитанного. Исследователь проблем становления детского мышления О. М. Дьяченко предложила интересный и эффективный прием — составление рису​ночного плана.

Сначала ребенку помогают составить рисуночный план знакомой сказки (например, «Машенька и медведи»), а после совместного со взрослым составления рисуночного плана малыш рисует «сюжеты» сказок по выбору, самостоя​тельно. От знакомых сюжетов идут к созданию собственных, новых — так дети овладевают творческим рассказыванием.

Составление рисунков-схем собственного рассказа раз​вивает логичность, связность речи, приучает обдумывать и использовать специальные средства связи между частями.

Взрослый стремится к тому, чтобы с возрастом увеличи​вался объем высказывания, росло количество предложений в тексте, чтобы речь становилась более содержательной, информативной, точной, а мысли излагались последовательно и оформлялись грамматически правильно, чтобы

интонационное оформление речи соответствовало содержанию.

Очень важно научить детей пересказывать, так как по​следующее школьное обучение потребует постоянных перес​казов того, что рассказывал учитель, или того, что было прочитано в учебнике.

Пересказывание (изложение) долгое время не считалось творческой деятельностью ребенка, дидактика относила его к репродуктивным видам деятельности. В настоящее время пересказ обоснованно рассматривается как особая творческая деятельность, в которой отражается специфика эстетического восприятия ребенка, понимания им содержания, смысловых связей текста.

В осуществлении пересказа принимают участие такие психические процессы, как логическое мышление, память, эмоции, владение речевым оформлением мысли, т. е. произвольность.

Пересказ — это связное, последовательное изложение текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором речевых форм.

При обучении пересказу в качестве образцов исполь​зуются тексты, созданные великими художниками слова, и ребенок знакомится с богатством родного языка и его возможностями, со средствами выразительности, приоб​щается к национальной культуре. На основе воспроизве​денны<wbr />х текстов сочиняются затем собственные. Дети любят придумывать сказки и рассказы по аналогии, как вариации знакомого произведения.

Взрослые должны уделять больше времени содержательным прогулкам с детьми, чтению книг. Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа на прогулках, утром и вечером с целью закрепления умений и навыков, полученных на занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советы родителям

 

ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?

 

Делайте!

 

* Радуйтесь Вашему малышу.

* Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.

* Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.

* Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).

* Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

* Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

* Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

* Говорите с малышом короткими фразами.

* В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

* Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

* Говорите медленно.

* Будьте терпеливы.

* Сначала спрашивайте "что"; "почему" спросите, когда малыш подрастет.

* Каждый день читайте ребенку.

* Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

* Не скупитесь на наградупохвалу или поцелуй.

* Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

* Поощряйте игры с другими детьми.

* Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

* Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.

* Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

* Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.

* Если ребенок начал что-то коллекционироват<wbr />ь - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.

* Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.

* Регулярно водите ребенка в библиотеку.

* Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

* Не теряйте чувства юмора.

* Играйте с ребенком в разные игры.

* Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

 

 

 

 

Не делайте!

 

* Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

* Не задавайте слишком много вопросов.

* Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

* Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

* Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.

* Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".

* Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".

* Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

* Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

* Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.

* Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:

всех логических связей;

всех Ваших чувств ("Мама устала");

абстрактных рассуждений и объяснений.

* Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

* Не сравнивайте малыша, ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

Литература

1.​ Детская речь: Пособие для педагогов дошк. учреждений/Г.А. Любина.-Мн.:Науч<wbr />.-метод. центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. - 224 с.

2.​ Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Ф.А. Сохина. М., «Просвещение», 1976.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.