Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.
Игры для детей младшей группы: «У медведя во бору», «Конь», «Ладушки», «Про сороку», «Коза рогатая», «Заинька», «Птицы и автомобиль».
«На птичьем дворе».
Цель: закрепить знания о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение.
Ход игры.
Воспитатель предлагает прослушать стихотворение:
Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды -балда!
Наши гуленьки вверху - Гру-гру-гру! Гру-гру-гру!
Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок ранним утром поутру
Нам споет - Ку-ка-ре-ку!
Далее педагог спрашивает:
Как кричат уточки? гуси?
Затем детей делят на группы «уточки», «гуси» и т. д. Воспитатель говорит слова, а дети отвечают звукоподражанием.
«Пчелки».
Цель: упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука Ж, учить действовать по словесному сигналу.
Ход игры.
Воспитатель с детьми вспоминают про пчелок, рассматривают картинки, предлагает поиграть. Один ребенок – медведь, остальные – пчелки, воспитатель – мама-пчелка.
Слова пчелки-мамы: движения
Полетели пчелки собирать мед с цветочков.
Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет, Пчелки, домой! Дети бегают по комнате, размахивают руками. Затем бегут в угол комнаты, медведь направляется туда же.
Слова пчелок-детей
Этот улей – домик наш, уходи медведь от нас: ж-ж-ж-ж-ж-ж! Машут крыльями, прогоняют медведя, улетают. Медведь ловит пчелок.
Игры для детей средней группы.
«Зеркало»
Цель: развивать речевую и двигательную активность.
Ход игры.
Дети становятся в круг, выбранный по считалке водящий ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом, друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют за ним.
«Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое?»
Цель: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов.
Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом.
-длинный (день, поезд, широкая (дорога, речка) и т. д.
«Назови три (пять) предметов».
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Воспитатель называет слово (например- мебель, бросает мяч ребенку, а ребенок должен назвать 3 слова, которые можно объединить словом мебель.