Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и , что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособност<wbr />ь коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2 - 5 минут ежедневно.
Для того, чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использоватьразнообразные приёмы:
показ при помощи рук различных изображений;
изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д. ;
конструирование из счётных палочек;
резание по контуру, вырезание предметов по контуру « на глаз »;
обрывание бумаги разной плотности и фактуры, сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги;
нанизывание бусинок, пуговиц, шнурование;
самомассаж пальцев и кистей рук;
пальчиковые игры;
Самомассаж кистей и пальцев рук
1. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
2. Растирание ладоней движениями вверх – вниз.
3. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
4. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.
5. Грецкий орех положить между двумя ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
6. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочерёдное растирание.
7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
Пальчиковые игры и упражнения
« Утюжок »
( Прокатывание карандаша по поверхности стола.)
Возьми толстый карандаш. Полодии его на стол. « Прогладь »карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
« Добывание огня »
( Прокатывание карандаша между ладонями )
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами.
« Горка »
( Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки. )
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
« Замок »
Текст стихотворения |
Описание движений |
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули…
Покрутили…
Постучали…
И открыли! |
Быстрое соединение пальцев в замок.
Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны. Выполняются волнообразные движения кистями рук. Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг о дружку. Пальцы расцепились. |