Занятие по образовательной области «Ребенок и природа» для детей старшей группы .
Тема : « Природные ресурсы Республики Беларусь»
Программные задачи: знакомить детей понятием « природные ископаемые», формировать представления детей о полезных ископаемых Республики Беларусь; развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, способность устанавливать причинно-следственные связи; тренировать навык проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим оборудованием; воспитывать у детей бережное отношение к своей родной земле, её богатством.
Материал: карта Беларуси; образцы пород: соль каменная и пищевая, мел, лупа; земля; уголок; презентация с полезными ископаемыми Беларуси.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Но знают все:
И млад, и стар,
Что она- огромный шар.
Воспитатель: О чем говорится в этой загадке?
Дети: О Земле.
Воспитатель: Правильно, эта загадка о Земле. Мы ходим по ней, играем с ней, сажаем в землю растения. А сколько неразгаданных тайн хранит наша необъятная прекрасная Земля. А хотите узнать ещё одну тайну и познакомиться с тем, что хранится внутри Земли?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда отправляемся в путешествие в недра Земли. Под землей тоже существует целый мир! Да еще какой! Вот посмотрите! (просмотр слайда презентации с изображением подземных пещер)
Воспитатель: Вам понравились эти чудесные пещеры? А как выдумаете, откуда произошли пещеры? Как они появились? (ответы детей) По пещерам можно попасть очень глубоко под землю. Эти пещеры сделала вода. Даже не верится, что такая мягкая и ласковая водаможет быть такой сильной. Вода может вымывать и промывать среди скал в горах целые залы пещер. А вот эти красивые камни сделала вода. (рассматривание слайда с камнями). Это янтарь, алмазы и др. Посмотрите, дети, какие необыкновенные формы, какие переливы цвета, какие превосходные линии в рисунке. Это наша матушка-Земля с помощницей Водой создали такие чудеса. На территории нашей страны также осуществляется добыча таких камней. Для чего они используются? ( ответы детей)
Ребята, мы с вами знаем, что без воды нет жизни на Земле, а откуда берется вода? (ответы детей) А сейчас давайте представим, что мы исследователи и у нас есть своя, научная лаборатория. Мы будем проводить опыт.
Опыт: «Есть ли в Земле вода?»
Воспитатель: Потрогайте землю на тарелочках на ощупь. Мокрая ли она? Вчера мы накрывали землю плотно пакетом. Что произошло с пакетом?
Дети: Он запотел.
Воспитатель: Почему он запотел? Что за капельки появились на пакете? (вода) Вывод: В земле содержится вода.
Воспитатель: Оказывается, вода берется из-под земли. Глубоко под землей существуют водоносные слои. Из них пробиваются на поверхность Земли родники, ручейки, которые образуют реки, сливаются в моря, соединяются в целые океаны. В разных местностях Земли водоносный подземный слой находится на разной глубине. Если мы возьмем лопату и будем долго-долго копать, то примерно через 5-6 метров мы дойдем до воды.
Воспитатель предлагает попробовать воду на вкус (на каждого ребёнка 2 стакана с водой).
Воспитатель: Почувствовали ли вы разницу, пробуя воду? Действительно, в одном стакане вода пресная, в другом – минеральная. Открою вам секрет, в минеральной воде содержится много полезных для человека веществ – минералов, и она тоже находится в глубине нашей белорусской земли. На территории нашего агрогородка Поречье тоже находится производство минеральной воды.
Физкультминутка « Сила воды»:
Очень нам нужна вода,
Делай раз и делай два.
Звери у ручья напились,
Вправо влево наклонились.
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дружно хлопнули в ладоши,
До чего же день хороший!
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора.
А какие ещё полезные ископаемые находится под землей? (ответы детей) Слоями под землей хранятся месторождения нефти и газа, каменного угля, железной руды и др. А сейчас послушайте сказку «Азбука бережливости» (по С.Граховскому): «Давным-давно на всей земле люди были равными, что хотели, то и ели, и делали, что хотели. Из золота плуги ковали, серебром лапти подшивали. Была такая речка, что горела в ней, как свечка, волшебная вода. Но случилась беда, явился чародей, самый сильный меж людей. Взял он дубовый кол и сделал зеленый дол. Исчезли золото и серебро, исчезла волшебная река, исчез и след волшебный».Вопросы к детям:
- А куда девалась река с горячей водой?
- Где её искать? (дети фантазируют на данную тему)
Воспитатель: Долго геологи искали волшебную реку, дошли до реки Днепр и деревни со странным названием Горивода. Загнали геологи в землю стальную трубу, а из неё забил фонтан «черной воды» - нефти. А кто знает, что такое нефть? (ответы детей)
Воспитатель: А что из неё делают?
Дети: Бензин, керосин, капрон.
Воспитатель: Правильно, из нефти на специальных заводах делают бензин, керосин, смолу для асфальта, капрон, пластмассу, вазелин и много всего разного, нужного человеку. Ученые считают, что нефть образовалась из растений и животных, живших много лет назад в теплых водах океанов, покрывавших землю поверхность. Отмирая, животные и растения накапливались на дне. Со временем их укрыли миллионы тон ила и песка. Под давлением ил и песок превратились в твёрдые породы. Останки животных и растений превратились в темную жидкость, где её и обнаружил человек. Само слово нефть означает «каменное масло» ( просматривание слайда «Добыча нефти»). За добычу нефти в нашей стране отвечает ПО « Белоруснефть». Добываемую нефть перерабатывают на двух нефтеперерабатывающих заводах республики – ОАО « Мозырское» и ОАО «Нафтан».
Воспитатель: Ребята, в недрах Земли хранится каменный уголь. Зачем человеку нужен уголь?
Дети: Он является топливом и, сгорая, дает тепло.
Воспитатель: Правильно, уголь – это основной источник тепла.
Дети рассматривают и ощупывают уголек, определяют его свойства: черный, твердый, хрупкий (разбивают уголек, завернутый в ткань молоточком).
Воспитатель: Используя уголь, человек научился сохранять главное богатство Земли – лес. ( рассматривание слайда «Добыча угля») В нашей стране три крупных месторождения бурого угля : Житковичкое, Бриневское и Тонежское.
Воспитатель: Миллионы лет тому назад там, где мы сейчас живем, плескалось море, в котором жило очень много больших и очень маленьких улиток в раковинах. Время шло, улитки погибали, а их раковины падали на дно моря. Их занесло песком и илом, раковины превратились в мел. Ракушки мела очень маленькие и видны только под микроскопом. Люди научились добывать мел.
Дети рассматривают мел.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, свойства мела? (белый, твердый, хрупкий). Ребята подумайте и скажите, а для чего мел нужен людям?
Дети: Мелом белят стены, рисуют на асфальте, пишут на школьной доске.
Воспитатель: Верно. А еще мел добавляют в зубной порошок, из мела изготавливают удобрения, лекарства. Очищенный мел врачи прописывают людям, чтобы у них были здоровые зубы и крепкие кости. Самая большая добыча мела на данный момент приходится на нашу Гродненскую область. ( просматривание слайда «Добыча мела»).
Воспитатель: По берегам древнего моря росли густые леса. Море постепенно отступало, превращалось в болото, деревья падали в болото и без воздуха превращались в торф. Он горит, в воде не тонет. Торф – хорошее топливо и удобрение для растений. (просматривание слайда «Добыча торфа»). В Беларуси 88 месторождений торфа. Самая крупная добыча торфа приходится на Минскую область.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам попробовать на вкус еще одно полезное ископаемое и угадать его название. (дети пробуют кристаллики пищевой соли на вкус) Что это?
Дети: Соль.
Воспитатель: Как вы догадались, узнали, что это соль?
Дети: Она соленая.
Воспитатель: Соль добывают и в Беларуси. Сначала она называется каменной. Её очищают, размалывают и она становиться пищевой. Почему? (потому что употребляется в пищу) А зачем нужна соль?
Дети: Придает вкус еде.
Воспитатель: Давайте проведем эксперимент с солью и посмотрим растворяется ли соль в воде.
Проводится эксперимент с солью, который позволяет сделать вывод, что соль растворяется в воде. Дети определяют свойства соли, кристаллы соли: прозрачные, твердые, растворяются в воде.
Воспитатель: А если бы соль не растворялась в воде, была бы еда соленой? (нет, соль осела бы на дно, и не придала бы вкус еде. Но кроме пищевой соли, геологи нашли глубоко в земле огромные запасы калийной соли. Калийная соль горькая на вкус, растворяется в воде, но люди её не едят, а посыпают поля для того, чтобы получать огромные урожаи. Калийная соль – ценное удобрение. Там, где люди нашли калийную соль, вырос город Солигорск, в котором живут шахтеры, добывающие это полезное ископаемое..
Воспитатель демонстрирует пакетик с песком и уточняет название показанного полезного ископаемого.
Воспитатель: Ребята, недалеко от города Новогрудка находится д.Примень, в которой есть песчаный карьер. Оттуда привозят песок для строительства. Песок для детей – это тоже строительный материал. Что можно сделать из него? (ответы детей, при этом уточняется, что строить из песка можно, когда он влажный)
Еще, песок используют для благоустройства пляжей, строительства дорог, для раствора, с помощью которого кладут стены зданий. Дети, а скажите, пожалуйста, для чего человек добывает глину? (ответы детей). Изделия из глины мы видим каждый день: посуду, скульптуры, игрушки. Используют глину при строительстве домов, печей..
Опыт «Сравнение свойств песка и глины»
Дети рассматривают глину и песок.
Цель опыта: выяснить, как эти вещества пропускают воду.
Оборудование: две прозрачные емкости со вставленными в них воронками с песком и глиной. Наливается в воронки вода. Дети наблюдают, как в емкость через песок быстро просачивается вода. А в емкость, где воронка с глиной – медленно. На поверхности глины долго остается вода. Делаем вывод: что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.
Называют свойства: глина состоит из мелких частичек, во влажном состоянии не рассыпается, пластична, плохо пропускает воду. Песок рассыпается, состоит из полупрозрачных крупинок, хорошо пропускает воду.
Воспитатель: Скажите, как можно назвать одним словом глину, песок, ракушечник, мел, каменную и калийную соль, нефть, воду? (полезные ископаемые, сокровища земли, кладовая земли, недра). Дети, посмотрите, пожалуйста, на эту карту. Какая республика на ней изображена? (Беларусь) Выберите карточки с теми полезными ископаемыми Беларуси, которые вы знаете, и покажите, называя их. (дети выбирают карточки) Вот видите, хоть республика у нас и небольшая, но сколько богатства она хранит. Наша беларуская Земля щедро наградила человека всеми несметными богатствами, и мы должны научиться беречь Землю и разумно пользоваться её ресурсами.