Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Какую информацию Вы бы хотели видеть на сайте учреждения образования
Всего 7 человек
Голосование
Каким главным качеством должен обладать хороший педагог учреждения дошкольного образования?
Всего 19 человек

Культура общения родителей

Дата: 16 февраля 2016 в 17:24

А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами». Культура поведения - неотъемлемая часть культуры человеческого общества. Выполнение каждым членом общества действующих в нем норм поведения, основанных на принципе: уважай общество и сограждан, считайся с ними и веди себя так, как хочешь, чтобы другие так же вели себя с тобой. Усвоение этого принципа особенно важно для тех молодых людей, которые выбрали профессию педагога, воспитателя. Ведь именно им придется обучать дошкольников культуре речи и правилам этикета.

Правила поведения вчера и сегодня.

Есть люди, иронически относящиеся не только к самим правилам поведения, но и к тем, кто их соблюдает. Они утверждают, что образованному человеку, разбирающемуся в политике, искусстве, хорошему специалисту, умеющему ценить людей, совсем необязательно считаться с тем, входит человек в помещение в шляпе или без нее, протягивает он первым руку или ждет, когда ему ее подадут.

 

И все же правила поведения, формировавшиеся в процессе истории человечества, практически обоснованы. Уже в древней литературе описываются обычаи и правила, которым следовали люди тех далеких времен. Например, в скандинавской «Эдде» подробно рассказывается об обычаях застолий. А в 1716 году в Гамбурге была даже издана книга с обстоятельным названием «Обычаи для вежливой и приличной беседы и жизни, для обхождения с высокими благородными лицами, себе подобными, и женщинами, а также обучающие женщин умелому обхождению».

Человек всегда стремился к красоте и порядку и поэтому в народе сложились свои неписаные, передаваемые из поколения в поколение обычаи и правила поведения, отражающие народные традиции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что простой народ тянулся к так называемому «хорошему тону».

Правила вежливости запрещают шуметь, тревожить и раздражать окружающих. Вежливость требует самообладания в словах и поступках.

Уже в 1883 году академик И.П. Павлов писал, что «высшая нервная деятельность управляет всей деятельностью организма». Медицинские исследования показали, что возбуждение и торможение в коре головного мозга могут вызывать различные болезни.

Врачи утверждают, что всякий шум, которого мы даже не замечаем, вызывает волну возбуждения в нашем мозге и всем теле. Стечением времени эти раздражения оставляют след в организме, содействуя таким заболеваниям, как невроз, неврастения, язвенная болезнь, гипертония и т.д.

«Перелом кости нисколько не серьезнее, чем травмированная нервная система», - пишет кандидат медицинский наук X. Янес и сравнивает грубость, жестокое оскорбительное слово и другие формы непочтительного отношения к человеку с ржавчиной, которая разъедает его нервную систему.

Поэтому в основу правил поведения заложены следующие требования: взаимное уважение друг к другу, младших к старшим, уважение к женщине как к матери и продолжательнице рода. Отсюда многие правила поведения предусматривают, что мужчина, как физически более сильный, помогает женщине, проявляет к ней уважение: он первым здоровается, предлагает женщине сесть, ждет, пока она протянет руку.

И, наконец, все общепринятые правила поведения в той или иной степени связаны с понятием прекрасного, а вежливость и соблюдение правил приличия должны опираться на естественность, непринужденность, но ни в коем случае не на притворство и ложный стыд.

 

О некоторых чертах характера.

Говоря о культуре поведения, нельзя пройти мимо некоторых особенностей характера, от которых зависит поведение человека. Общепринятые правила действуют при этом как дисциплинирующий фактор.

Чувство такта - это умение вести себя в различной обстановке в соответствии с общими правилами поведения, но и так, чтобы удовлетворять эстетическим и этическим требованиям, уметь предупредить ситуации, создающие неловкость.

Чтобы развить чувство такта, нужно чаще ставить себя на место другого человека. Прежде чем осуждать людей и их поведение, нужно уметь критически относиться к себе. Например, призывая к порядку кого-либо (ребенка, школьника, студента), мы не должны делать это в грубой форме, с издевкой, насмешкой, поскольку это нередко имеет обратное действие. Справедливое наказание предполагает обязательное уважение к человеческому достоинству. Тактичность, руководимая чувствами и разумом, проявляется как в поступках, гак и в словах.

Тактичный человек ведет себя, никого не тревожа и не раздражая, не подчеркивает своего превосходства или общественного положения; он не напыщен и не развязен; не демонстрирует своей неприязни к людям, не проявляет чрезмерной симпатии, которая может поставить в неловкое положение окружающих.

На людях не целуются, не обнимаются и не выставляют свои чувства напоказ, что, к сожалению, мы наблюдаем даже в стенах университета.

Тактичность связана со скромностью. Быть скромным - значит относиться требовательно и самокритично к себе, к своим способностям и к своему поведению. Академик И.П. Павлов в своем письме к молодежи писал: «Никогда не думайте, что вы все уже знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда».

Скромность неразрывно связана с естественностью. Быть тем, кто ты есть! А для этого нужно быть честным и правдивым. Быть самим собой, обладать чувством меры - в этом кроется настоящая красота. Рядом со скромностью и естественностью должны находиться самоуважение, чувство собственного достоинства, заставляющие человека поверить в свои силы, уважать себя и не оскорблять других.

 

Культура речи.

Самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонными словами, если ударения и произношение режут слух.

Нужно стараться говорить ясно, спокойно, сдержанно, не повышая голоса (особенно с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной речи собеседник становится нетерпелив.

Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет такие слова-паразиты, как «понимаешь», «вот», «между прочим», не говоря уже о неприличных словах. Убогим выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу»,«ого». Иностранные слова можно употреблять лишь в том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение.

Лексический запас и грамматическая структура языка не определяют еще характер разговора. Важны тон, интонация.

Культура общения - это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.

Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Очень интересно говорит об этикете в учебнике «Введение в общую филологию» Ю.В. Рождественский. На материале пословиц и поговорок он выводит правила, регулирующие отношения людей, разделяя их на три подгруппы. Первая подгруппа - это пословицы о вежливости, воспитанности, о предпочтении доброго слова типа «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани», «Худой мир лучше доброй ссоры».

Вторая подгруппа пословиц посвящена порядку ведения беседы (подчеркивается преимущество слушания перед говорением);

 

«Язык - один, ухо - два, раз скажи, два раза послушай», «Слово - серебро, молчание - золото».

Третья подгруппа касается ошибок в построении беседы: «Дед говорит про курицу, а бабка про утку», «В огороде бузина, а в Киеве дядька».

Культура речи - сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь (употребление как допустимое или недопустимое).

Культура речи - это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли.

Вершиной речевой культуры признается литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка).

Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим - повышение общей и языковой культуры людей, развитие «языкового чутья», языкового вкуса и интереса к языку.

Мы знаем, что в понятие общей культуры непременно входят культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе. В качестве примера приведем сценку в магазине. Продавщица овощного отдела кричит: «Не такой лук, не такой лук! Ну и не берите'». Покупательнице можно было бы «взорваться», но она вдруг сказала: «Раз вы так рассердились, видимо, я в чем-то виновата. Извините меня». И вдруг что-то случилось с продавщицей, со всеми, кто стоял в очереди. Продавщица больше не кричала. И покупатели словно впервые увидели друг друга. Что же произошло? В чем дело? Да просто покупательница проявила подлинную культуру - и результат не замедлил сказаться.

Конечно, в жизни большого города столько суеты и такая информационная перегрузка, что человек в толпе старается никого не замечать и отключиться, то есть, чтобы сохранить психику от перегрузки информацией, он жертвует некоторой долей человечности. Если человек глубоко, на уровне автоматизма, усвоил основные правила поведения в обществе, навыки вежливости, если он всегда доброжелателен к людям, то ничего страшного в этом нет.

Значит, выход для нас, жителей больших городов, - в доведении до автоматизма культуры поведения и речевого этикета.

Важными знаками в окружающей человека среде являются выражения лиц людей. Постарайтесь поймать собственное выражение лица где-нибудь на улице в оконном отражении. Достаточно ли оно доброжелательно? И это тоже стоит довести до автоматизма. Рассказывают, что в Японии с раннего детства девочку приучают даже спать с улыбкой, с приятной мимикой...

Вот что об этом пишет В. Солоухин: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».

Наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение - не всегда на высоте, над многим предстоит работать. И дается это трудом, как говорит С.Я. Маршак в стихотворении «Пожелание друзьям»:

 

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

 

Работай над собой, совершенствуй себя, будь приятен себе и людям, живущим с тобою рядом! А мы, педагоги, поможем в этом.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.