Добро пожаловать на страничку педагога-психолога!
Ранняя профилактика насилия в семье
Предупреждения насилия в семье
- ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.
- СТАНЬТЕ ЧАСТЫМ ПОСЕТИТЕЛЕМ ДЕТСКОГО САДА, ШКОЛЫ. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите в школу — ВМЕШАЙТЕСЬ! Персонал школы существует для того, чтобы помогать детям учиться и преуспевать. Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.
- ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ,а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах — это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.
- НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ«Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать» Я горжусь тобой!»
- ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте, как Ваши дети общаются.
- Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.
- Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем — ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики.
ГОРДИТЕСЬ СВОИМ РЕШЕНИЕМ
ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОМОЩЬЮ.
ЭТО ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ, НО ОНО ОТРАЖАЕТ ВАШУ ЗРЕЛОСТЬ.
ЭТО ПОМОЖЕТ ПРЕДУПРЕДИТЬ
НАСИЛИЕ.
За правонарушения, совершаемые в сфере быта, предусмотрены следующие меры ответственности:
по статье 9.1. КоАП Республики Беларусь (умышленное причинение телесного повреждения) предусмотрен штраф в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест;
по части 2 статьи 9.1. КоАП Республики Беларусь за нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, предусмотрен штраф в размере до десяти базовых величин или административный арест;
по статье 9.3. КоАП Республики Беларусь (оскорбление) штрафные санкции составляют от четырех до двадцати базовых величин;
по статье 17.1. КоАП Республики Беларусь (мелкое хулиганство, совершенное в сфере семейно-бытовых отношений) налагается штраф в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.
Профилактика жестокого обращения с детьми
"Профилактика жестокого обращения с детьми.
Как уберечь ребёнка"
Многие родители страшатся, когда им предлагают говорить с детьми о насилии. Мамы и папы беспокоятся о том, что вместо того, чтобы помочь детям справиться с насилием, они напугают их, лишат наивности и доверия, что есть, фактически навредят им. Хотя этот страх можно понять, совсем не значит, что он обоснован. Существует множество способов, с помощью которых родители могут говорить со своими детьми, даже с малышами, чтобы они почувствовали себя защищёнными и более уверенными в себе, вместо того, чтобы напугать их и лишить доверия.
Когда и где? Можно найти место и время, чтобы поговорить с детьми о насилии и о том, как его предупредить. Иногда родители слышат устрашающие сообщения в новостях и, подогреваемые собственным страхом, принимают самое серьёзное выражение лица и зовут детей на беседу. Хотя это не всегда приносит вред, но это не самый лучший способ помочь детям овладеть стратегией предупреждения насилия.
Говорить о предупреждении насилия можно, используя ситуации, в которых мы оказываемся ежедневно. Для обсуждения темы насилия родители могут начать со своими детьми краткие и многообещающие беседы, используя мультфильмы и другие детские телевизионные программы. Когда какого-нибудь из героев мультфильма бьют или другой программе показывают пострадавшего ребёнка, родители могут во время рекламной паузы обсудить с детьми увиденное.
Обратить внимание своего ребёнка нато, что бить детей нельзя, что дети имеют право быть защищёнными и что взрослые или другие люди не имеют права обижать их.
ЭТО ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ,
КОТОРУЮ ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ ДЕТИ!!!
Как найти подходящие слова? Родителей может также беспокоить, что им приходится использовать серьёзные и пугающие выражения при обсуждении навыков безопасности. На самом деле нужно действовать на оборот. Слова подбираются, исходя из "низкой доли страха" в них. Например, разговор о том, как остаться в безопасности, пугает значительно меньше, чем разговор о встрече с незнакомым человеком. Прежде чем начать беседу с детьми, родители должны договориться между собой о том, какие слова использовать в разговоре с детьми. Согласованность поможет избежать недоразумений. Многие дети, испытавшие насилие, не рассказали своим родителям об этом, сто они не знали, какими словами выразить то,что произошло с ними. Чтобы повысить уверенность ребёнка в себе и уменьшить чувство страха, лучше всего сосредоточить разговор на том, что ребёнок может сделать в неприятной ситуации. Родители могут рассказать о навыках безопасности, необходимых для того, чтобы избежать насилия, точно так же, как они рассказывают о мерах безопасности при переходе улицы. К сожалению, многие взрослые всё время рассказывают детям о плохих незнакомцах и о том, какие ужасные вещи могут случиться с ними. Ребёнок запоминает эти страшные истории, но при этом не помнит урок о том, как избежать насилия.
ПОМНИТЕ О ТОМ,
ЧТО ВАМ НАДО СДЕЛАТЬ УПОР НА НАВЫКАХ,
КОТОРЫМ ВЫ ОБУЧАЕТЕ РЕБЁНКА,
А НЕ НА ОПАСНОСТИ,
ПОДСТЕРЕГАЮЩЕЙ ЕГО.
Уверенность в себе играет большую роль в нашей способности сделать что-либо. Когда мы верим, что мы можем что-то сделать, кода мы на пути к успеху. так же верно и обратное. Дети, как и взрослые, должны поверить в свои способности. Родители могут помочь детям в развитии важного чувства самооценки разными путями.
Важно, чтобы взрослые
сказали детям, что насилие, совершенное любым человеком, независимо от того, кто он, не следует держать в тайне.
Детям нужно знать, что иногда взрослые, которых все в семье знают и им доверяют, пытаются трогать ребенка несоответствующим образом.
Тело ребенка принадлежит только ему, и он должен иметь право решать, как можно обращаться с его телом.
Эта информация поможет подготовить детей хранить от опасности свое тело в течение их роста и развития.
Навыки по предупреждению насилия:
1.Убегай от опасности. Беги к соседям, в магазин или домой.
- Громко кричи и не прекращай кричать, пока не окажешься в безопасности.
- Определите безопасные и небезопасные секреты.
- Вместе со своим ребенком постоянно вспоминайте имена безопасных взрослых. Безопасные взрослые - это взрослые, которые выслушают ребенка, поверят ему и помогут.
- Разрешите своему ребенку говорить слово "нет". Многие дети считают, что взрослым нельзя отказывать и что их за это накажут.
- Твое тело принадлежит только тебе, я разрешаю тебе и помогаю тебе заботиться о нем.
- Всякий раз, когда у тебя возникают проблемы, неважно, пугают ли они тебя или заставляют стыдиться, я выслушаю тебя, поверю тебе и помогу.
Рекомендации "Родителям будущих первоклассников"
Как помочь ребёнку адаптироваться к школе
Поступление ребенка в школу коренным образом меняет его положение. Основным занятием становится учеба. Все поступки, отношения с социальным окружением выстраиваются в соответствии с новыми обязанностями.
Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни. Новый режим дня, необходимость сидеть на уроках спокойно, сохраняя правильную рабочую позу, все это доставляет ребенку некоторых дискомфорт.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.
От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.
Существуют и общие рекомендации, следуя которым Вы сможете лучше понять ребенка и помочь ему в период адаптации к школе.
- Будьте терпеливы. Ваше спокойствие и уверенность в ребенке помогут ему привыкнуть к новой обстановке. Если ребенок капризничает и отказывается идти в школу, не стоит резко осекать его, будьте спокойны, доверяйте своему ребенку. Спросите у него, что происходит в школе, почему он не хочет идти? Конечно, чрезмерно мягкая реакция спустя время может привести к тому, что ребенок станет манипулировать, выдумывая причины не идти. Но, во-первых, не забывайте, что Вы лучше всех знаете своего ребенка, внимательно послушайте его, обсудите проблему. Во-вторых, стоит объяснять ребенку, что наличие проблемы - не повод не идти в школу (избегание проблемы не устранит ее). Попробуйте придумать решение проблемы вместе, и поддерживайте своего ребенка в период его реализации.
- Прежде чем привести ребенка в школу, обсудите с ним это. Объясните, что в его жизни начинается новый этап. Теперь он стал взрослым и пойдет в школу. Ваши объяснения играют важную роль в адаптации ребенка. Поделитесь с ним своими воспоминаниями о школе, как Вы учились, расскажите, как будут звать учительницу Вашего ребенка, какие предметы его ожидают. Поощряйте его задавать Вам вопросы о школе и давайте на них полные, развернутые ответы.
- Больше разговаривайте. При этом под разговорами имеются в виду не короткие фразы, такие как: «Пойдем, пора в школу», «Бери портфель», «Ну как, все понравилось в школе? Надеюсь, да». Разговор - это искусство, это магия. Это Ваша коммуникация с ребенком. При этом Ваши разговоры должны соответствовать возрасту ребенку: не быть слишком «взрослыми», но и не быть «детскими». Дети очень восприимчивы ко всему, что происходит в семье. Поэтому если существуют какие-либо проблемы, очень важно найти правильные слова, с помощью которых Вы сможете их объяснить ребенку. Помните главное: ребенок с момента своего рождения имеет право знать о том, что происходит вокруг него. Главный источник этого знания - мама и папа. Просто рассказывайте ребенку о происходящем так, чтобы это было ему понятно.
- Любые трудности, будь то: отказ идти в школу, плохое настроение или порча тетрадей и иных школьных принадлежностей - в каждом случае вызваны индивидуальными причинами. Важно понять эти причины, проговорив с ребенком его эмоции и чувства. Он так себя ведет не потому что он плохой, ленивый или не способный, просто он не может выразить это иначе. Вы можете помочь ему понять, что именно с ним происходит, разобраться вместе с ним. Зачастую ребенок понимает лишь тот факт, что ему плохо и некомфортно. Попробуйте обсудить с ним все его реакции, спросите, чем они вызваны, по его мнению, предложите свои объяснения. Выясните истинную причину, истоки трудностей. Именно это может принести заметные и стабильные изменения.
- Не ждите моментального эффекта. Примите как данность то, что разговаривать с ребенком надо постоянно. Не ждите, что после разговоров в течение одной-двух недель, он вдруг изменится и станет «правильным». Он может никогда не стать «правильным» в общепринятом понимании этого слова. Он может шалить, забывать записать домашнее задание и т.д. Но Ваши совместные обсуждения и разговоры, Ваше намерение понять и помочь ребенку помогут наладить контакт с ним, понять, что кроется за его реакциями, принять его таким, какой он есть.
- Помните о школьном режиме. Для любого человека, а для ребенка особенно, резкая смена режима дня сопряжена с немалыми трудностями. Подготовьте ребенка заранее: как минимум за неделю до 1 сентября начните выстраивать режим сна-бодрствования в соответствии со школьным расписанием.
- Не забывайте о том, что в школе ребенок получает новую информацию, переживания, опыт. Все это сказывается на детской психике, вызывает усталость. Поэтому постарайтесь проследить, чтобы после школы у ребенка было не менее 40-60 минут на отдых. Это время Вы можете провести вместе: включите спокойную музыку, поговорите с ребенком о том, как прошел день, расскажите, как Вы ждали его после уроков, как соскучились, и как Вам важно было его увидеть.
- Школьное обучение не ограничивается часами школьных занятий. Для успешного развития и обучения ребенка учебных часов мало, требуется постоянное закрепление знаний вне школы. Выделяйте не меньше часа в день на образовательные и развивающие занятия. Это не только позволит лучше усвоить школьный материал, но и приучит ребенка к необходимости заниматься. Это также может стать Вашим совместным временем. Старайтесь делать эти занятия интересными, увлекательными для ребенка. Если ребенок будет воспринимать их просто как обязанность и рутину, он очень скоро разочаруется в школе, учебе и знаниях.
- Распорядок дня должен быть максимально стабильным. Если Вы знаете, что у Вас ожидаются важные дела, не планируйте их на то время, когда по распорядку у ребенка отдых, занятия или иные важные «режимные моменты». От Вашей стабильности и постоянства часто зависит и внутреннее самоощущение ребенка.
- И главное —будьте внимательны к состоянию своего ребенка. Вы, как никто другой, знаете, когда ребенку действительно плохо, как с этим лучше обходиться. Помогайте ему в трудные моменты. И совершенно очевидно, что все правила могут быть изменены, если ребенок ощущает себя плохо физически или психологически.
Помните, что Вы - самый важный и значимый человек для своего ребенка. Даже когда кажется, что ребенок делает что-то специально, чтобы позлить Вас, или оказывается не способен выучить новое правило, и Ваши силы иссякают, подумайте о том, как сильно Вы его любите. Какие невероятные минуты счастья Вы испытываете, когда малыш показывает положительные результаты, как сам он этому радуется. Ради этого стоит вместе двигаться дальше.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ!
Первый раз – в первый класс – советы родителям
Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий праздник для новоиспеченного первоклассника?
1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни, мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей, мир который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные.
Поэтому к школе лучше подготовить ребенка заранее. Главное, чтобы к 1 сентября будущий первоклашка хоть немного представлял себе, что такое «школа». Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником.
Так же заранее стоит приучить ребенка к еще нескольким важным моментам, которые помогу ему пережить погружение в новую жизнь. Самое важное – это школьный режим – рано ложиться и рано вставать. Неплохо бы воспитать у малыша энтузиазм по отношению к школе. Создайте романтический ореол вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и куча разных только что купленных карандашей, красок, красивых тетрадок и книжек. А в домашней обстановке пусть у ребенка появятся новые обязанности. Ребенок может уже сам убирать игрушки, мыть посуду и т. д. Главное, чтобы у него появилось чувство - он уже большой и самостоятельный.
9 подсказок для родителей первоклассника.
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!
Адаптация ребёнка к школе
Известно, что первые дни ребенка в школе - самое трудное и волнительное время для семьи первоклассника. Далеко не каждый малыш легко адаптируется к школе. Разный уровень подготовки дошкольников и высокий темп изучения школьной программы - все это создает дополнительные препятствия на пути адаптации ребенка к учебному процессу. Для того чтобы мамы и папы первоклассников стали их союзниками разработан комплект справочных материалов для родителей.