Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношени<wbr />я у детей. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает возможности помогать детям, неправильно произносящим ту или иную группу звуков, в семье. Проводить занятия с детьми следует ежедневно или через день в форме игры. С детьми пяти лет и старше занятия проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность движений артикуляционного аппарата.
1. Помогать в выполнении домашних заданий, приучая ребенка к
аккуратности.
2. Вводить в обиходную речь поставленные и закрепленные звуки.
Постепенно усложнять требования к речи ребенка.
3. Активизировать мышление, учить наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
4. Работать над навыками самообслуживания<wbr />, над развитием движений.
5. Воспитывать любовь к знаниям, трудолюбие, усидчивость,
самостоятельност<wbr />ь в выполнении заданий, чувство коллективизма, уважение к старшим и труду взрослых, любовь к природе родного края, к Родине, к городу, в котором мы живем, традициям национальной культуры.
6. Ответственно относиться к подготовке детей к школе.
1) Родители должны дома создавать спокойную, доброжелательную атмосферу, так как излишние волнения вредны для нервной системы детей.
2) Не требовать правильного произношения еще не отработанных звуков, произношение сложных слов, фраз.
3) Застенчивых детей не торопить с ответами, подождать, когда возникнет желание самому говорить. Подвижных, шумных детей спрашивать после того, как их возбуждение спадет.
4) При утомлении детей переключать их с одного вида работы на другой или дать им возможность подвигаться.
5) Родители должны терпеливо учить детей пользоваться своим словарным запасом, помогать подыскивать нужные слова, словесно оформлять свои мысли, показывая образец правильной речи.
6) Вместе со специалистами детского сада родители должны заниматься коррекцией специфических отклонений во внеречевых процессах (нарушение внимания, отсутствие собранности, неумение управлять собой, быстро
переключаться с одного вида деятельности на другой).
7) Родители должны развивать у ребенка сильные стороны и устранять или ослаблять то, что задерживает развитие,
8) У ребенка надо развивать способность к эмпатии, понимание происходящего и сопереживание чувствам других, прививать любовь к труду, воспитывать чувство личной ответственности.
9) Развитие речевых средств и способностей, развитие общения должно быть в центре внимания родителей даже тогда, когда дети занимаются свободной деятельностью.
1) Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок.
2) Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка.
3) На одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений.
4) К последующим упражнениям следует переходить, лишь усвоив предыдущие.
5) Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.
6) Некоторые упражнения выполняются под счет. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
7) Родители не должны фиксировать внимание ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что раньше это тоже не получалось, а теперь он научился.
8) Если у ребенка появятся звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в речь ребенка, то есть учить его правильно употреблять звук в словах, затем во фразовой речи.
9) Начинать работу по дифференциации звуков с детьми 5-7 лет можно лишь после того, как ребенок дифференцируемые звуки (с - ш, з - ж, б - п, л-р и др.) научился произносить правильно, но в речи их еще смешивает, то есть вместо одного звука употребляет другой.
Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношени<wbr />я родители согласовывают с логопедом, обращаются к нему при всех возникающих затруднениях.
Советы родителям
В формировании внятной речи дошкольников большое значение имеет работа родителей, которые содействуют расширению речевой практики детей, закреплению полученных навыков правильного произношения. Огромное влияние оказывают взаимоотношения между родителями, ребенок должен быть здоров, получать достаточно новых впечатлений.
Но самое главное — важно детей учить говорить. Если ребенок не будет
слышать правильную, ясную, логически последовательную речь, он никогда сам не научится говорить. Поэтому родители должны заботиться не только о хорошем физическом развитии, но и о том, чтобы его слух воспринимал образцы правильной речи.
Родители должны помнить:
1. Принуждать ребенка заниматься нельзя.
2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.
3. Не фиксировать внимание на ошибках.
4. Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.
5. Не требовать от ребенка называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно.
6. Не следует перегружать ребенка речевым материалом, так как это может привести к заиканию. Подбирать материал с учетом его количества и доступности.
Для предупреждения недостатков речи необходимо:
1. Укреплять, закалять организм ребенка.
2. Своевременно санировать полость рта, следить за состоянием носоглотки.
3. Создавать условия для правильного речевого воспитания.
Советы родителям
1. Правильное воспитание, спокойная обстановка дома, ровный тон без излишних эмоций, речь окружающих не быстрая, единые требования родителей, твердый режим дня с достаточным пребыванием на воздухе и дневным сном.
2. Воспитание культурно-гигиен<wbr />ических навыков и навыков самообслуживания<wbr />.
3. Создавать условия для речевой практики ребенка, так как речь формируется только в активной речевой деятельности.
4. Уточнение и обогащение словаря существительными<wbr />, прилагательными, наречиями, глаголами, предлогами, местоимениями.
5. Больше пересказывать рассказов, сказок, составлять рассказы по сюжетным картинкам, описательные загадки по обобщающим темам, сравнивать предметы.
6. Постоянно контролировать речь ребенка, проговаривать каждое слово, следить за дыханием и осанкой ребенка, за своей речью.