План мероприятий по реализации образовательного проекта «Зелёные школы» на 2022-2023 учебный год
Цель: формирование экологического мышления – осознание воспитанниками, их родителями, сотрудниками учреждения образования последствий своих действий для окружающей среды. Формирование понимания взаимосвязи процессов в природе; принятия и поддержания экологических ценностей природе преодоления эгоизма и потребительского отношения к природе; понимания ответственности каждого за будущее планеты
Направление «Биоразнообразие»
- Цель работы: Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них; Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека; Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе; Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность.
№ п/п |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Ответственный педагогический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
1.1. |
Изучение разнообразия типичных (коренные растений природной флоры данной местности) и нетипичных (некоренных, несвойственных для данной территории деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей у учреждению дошкольного образования территории) |
февраль февраль март апрель май март-май февраль март апрель |
20 |
Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Познавательно-практическая деятельность Наблюдения «Деревья и кустарники территории учреждения дошкольного образования зимой». Рассматривание иллюстраций, изучение энциклопедий с целью определения видов деревьев и кустарников, произрастающих на территории учреждения образования Наблюдения «Деревья и кустарники весной» Занятие «Различение деревьев и кустарников по внешнему виду, листьям и плодам» Итоговая беседа «Деревья на территории учреждения образования» Игровая деятельность: Д/И «С чьей ветки детки», «Узнай деревце», «Зелёный мир» Подвижные игры: «Найди своё дерево», «От дерева до дерева» и др. Художественно-продуктивная деятельность: Выставка-рисование: «Зимний пейзаж» Аппликация: «Панно из засушенных листьев» Лепка: Кисть рябины. |
1.2. |
Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории) |
май май апрель февраль май май-июнь май июнь июнь |
20 |
Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Познавательно-практическая и трудовая деятельность Наблюдения «Дикорастущие травянистые растения на территории учреждения дошкольного образования» Рассматривание иллюстраций, изучение гербариев детских энциклопедий с целью определения видов растений, произрастающих на территории учреждения образования Занятие «Растения Красной книги Беларуси» Наблюдения за ростом культурных растений и уход за ними «Огород на подоконнике» Высадка культурных растений (огурец, помидор, перец, капуста, картошка, кабачок, фасоль, салат, свекла, лук и др.) на огород на территории учреждения образования. Растения цветников Занятие «Садовые и полевые цветы» Игровая деятельность Д/и «Растения», «Четвертый лишний», «Волшебный мешочек» (овощи), "Части растений», «Где растет?», «Узнай растение», «Магазин цветы» Игра – хоровод «Назови цветок «Садовник» Художественная деятельность: «Одуванчик» «Полевые цветы» (ромашка, тысячелистник, цикорий и др.) «Букет из роз» |
1.3. |
Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей у учреждению дошкольного образования территории) |
февраль март апрель март апрель май |
69 |
Веко О.С. Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Познавательно-практическая деятельность: наблюдения за птицами работа с календарем наблюдений за птицами Художественная деятельность Лепка «Птичка» Рисование «Ворона» Аппликация «Скворцы прилетели» |
1.4. |
Изучение разнообразия неземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории) |
май-июнь |
20 |
Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Познавательно-практическая деятельность Наблюдения «Насекомые» Рассматривание иллюстраций, чтение детской энциклопедии о жизни насекомых, просмотр видеороликов Игровая деятельность Д/И Лото «Насекомые» Домино «Насекомые», пазл «Страна насекомых», разрезные картинки «Пчелка», «бабочка», «Кузнечик», лабиринт «Муровейник» Художественная деятельность Рисование «Бабочки» |
1.5. |
Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории) и разработать план действий по увеличению биоразнообразия денной территории |
июнь |
20 |
Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Разбить клумбу для бабочек, создать искусственный луг, оставить нескошенный кусочек с полевыми цветами. Высадить цветы (петуньи, сурфиньи), провести учет деревьев и кустарников. развесить кормушки и подкармливать птиц, развесить скворечники, разбить огород высадить деревья. |
1.6. |
Изготовление и размещение кормушек для птиц, организация регулярной подкормки птиц |
декабрь - февраль |
20 |
Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Изготовить совместно с родителями кормушки и разместить на территории учреждения дошкольного образования, возле домов воспитанников, организовать подкормку птиц. Конкурс «На чьей кормушке больше птиц». |
1.7. |
Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей территории) искусственных гнездовий для птиц |
март |
20 |
Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Совместно с родителями воспитанников изготовить и разместить на территории учреждения образования скворечники |
1.8. |
Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования «Клумбы для бабочек» |
май |
20 |
Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Засеять клумбы с дикорастущими растениями полей и лугов «Клумбы для бабочек» |
1.10 |
Посадка деревьев и кустарников, создание на территории учреждения дошкольного образования «дикого луга» с целью увеличения разнообразия животного мира |
19 апреля |
20 |
Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Совместно с родителями воспитанников высадить саженцы деревьев , кустарников |
- Направление «Энергосбережение»
Цель работы: Формирование сведений о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения у воспитанников, их законных представителей и сотрудников учреждения дошкольного образования.
№ п/п |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Ответственный педагогический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
2.1 |
Изучение потребления электроэнергии в учреждении дошкольного образования |
Октябрь - ноябрь |
20 |
Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Провести сравнительный анализ потребления электроэнергии в учреждении дошкольного образования: Определить основные источники потребления электроэнергии, их мощность, режим работы. Конкурс плакатов с участием родителей. Занятие «Энергия и ее роль в жизни человека». Разработать, изготовить и использовать в работе с детьми дидактические игры: «Что к чему», Электроток», «Буриме», «Берегите свет, тепло и воду», мягкие книжки с бережливыми сказками «Электричество», «Робот Кеша», «Разговор», «Лампочка» . |
2.2 |
Изучение расходования тепла в учреждении дошкольного образования |
апрель |
20 |
Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Провести сравнительный анализ расходования тепла в учреждении дошкольного образования 1 квартал 2022 и 1 квартал 2023 г. Провести обследование помещений на предмет определения мест потерь тепла. Разработать, изготовить и использовать в работе с детьми дидактические игры «Теплый дом» и др., мягкие книжки с бережливыми сказками «Уютный дом» и др. Создать совместно с родителями модель «Теплый дом» |
2.3 |
Анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении дошкольного образования и составление плана действий по сбережению тепла и электроэнергии в учреждении дошкольного образования |
май март |
20 |
Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Составить план действий по сбережению электроэнергии и тепла. Подготовить выступление на родительском собрании. |
- Направление «Водосбережение»
Цель работы: Приобщить детей и взрослых к рациональному использованию воды через различные виды и формы совместной образовательной и поисково-исследовательской деятельности.
№ п/п |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Ответственный педагогический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
3.1. |
Изучение потребления воды в учреждении дошкольного образования |
июнь |
20 |
Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Познавательно-практическая деятельность реализовать исследовательский проект «Почему надо беречь воду» Занятия « Вода – источник жизни», «Чистая вода» разработать, изготовить и использовать в работе с детьми игры «Для чего нужна вода», «Нельзя-надо», «Картина природы», мягкие книжки с бережливыми сказками «О чем грустит Водяной», «Водопровод», «Чудо». |
- «Обращение с отходами»
Цель работы: осознание воспитанниками, их законными представителями и сотрудниками учреждения образования целесообразности раздельного сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО), переработки и изготовления из мусора различных нужных вещей.
№ п/п |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Ответственный педагогический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
4.1. |
Изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и анализ источников их образования |
февраль- июнь |
20 |
Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Провести изучение состава образующихся отходов. Определить основные источники отходов. |
4.2. |
Разработка плана действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении дошкольного образования, раздельному сбору мусора |
июнь февраль- июнь 2023 г. |
20 |
Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Выступить на родительском собрании «Сделаем агрогород Поречье чище». Разработать, изготовить и использовать в работе с детьми игры «Экоцепочка», «Чистый агрогород», «Сортировка мусора», мягкие книжки со сказками «Пикник», «Три правила». Акция «Не одной бумажки в корзину». Проект «Бережливое дерево». Арт-объекты в группах для сбора использованной бумаги. Операция «Стекляшка» |
№ п/п |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Ответственный педагогический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
5.1. |
Подготовка наглядного природоохранного информационного материала, созданного обучающимися, для родителей |
февраль-июнь |
20 |
Доменюк Ю.С. Акстина А.А. Кисель Е.А. Игнаткевич Л.И. |
Собрать информацию, работа творческой группы по созданию листовок, памяток, игр и пособий. |
- «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы»)