Речь – это важнейшая творческая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важным условием его полноценного развития и общего психического развития.
Для становления речи период от 0 до 5 лет является определяющим. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованием физиологов, именно в этот период их естественного формирования функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет запас слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке». Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.
Признаки благополучного развития речи у ребёнка:
• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка:
• Ребенок развивается с задержкой.
• Ребенок перенес тяжелые заболевания.
• У ребенка есть неврологические заболевания.
• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
• Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельны<wbr />й» ребенок).
• Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке.
• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили один из признаков неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку нужна помощь.
В формировании внятной речи дошкольников большое значение имеет работа родителей, которые содействуют расширению речевой практики детей, закреплению полученных навыков правильного произношения.
Огромное влияние оказывают взаимоотношения между родителями, ребёнок должен быть здоров, получать достаточно новых впечатлений. Но самое главное – важно детей учить говорить. Если ребёнок не будет слышать правильную, ясную, логически последовательную речь, он никогда сам не научится говорить. Поэтому родители должны заботиться не только о хорошем физическом развитии, но и о том, чтобы его слух воспринимал образцы правильной речи.
Для предупреждения недостатков речи необходимо:
1. Укреплять, закалять организм ребенка.
2. Своевременно санировать полость рта, следить за состоянием носоглотки.
3. Создавать условия для правильного речевого воспитания.
Советы родителям
/. Правильное воспитание, спокойная обстановка дома, ровный тон без излишних эмоций, речь окружающих не быстрая, единые требования родителей, твердый режим дня с достаточным пребыванием на воздухе и дневным сном.
2. Воспитание культурно-гигиен<wbr />ических навыков и навыков самообслуживания<wbr />.
3. Создавать условия для речевой практики ребенка, так как речь формируется только в активной речевой деятельности.
4. Уточнение и обогащение словаря существительными<wbr />, прилагательными, наречиями, глаголами, предлогами, местоимениями.
5. Больше пересказывать рассказов, сказок, составлять рассказы по сюжетным картинкам, описательные загадки по обобщающим темам, сравнивать предметы.
6. Постоянно контролировать речь ребенка, проговаривать каждое слово, следить за дыханием и осанкой ребенка, за своей речью.