Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Основные сведения о проекте

Дата: 31 марта 2015 в 14:01

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной образовательной среды, которая рассматривается как совокупность влияний и условий, обеспечивающих реализацию образовательного процесса (Н.Б.Крылова, Л.И.Новикова, В.И. Панов, В.А. Ясвин и др.).

Сегодня общепризнанным является факт, что наиболее успешно формирование жизненной компетенции детей с особенностями психофизического развития осуществляется в условиях социальной интеграции. Она обеспечивает возможность максимального приближения к реальной жизни, разворачивая разнообразные модели взаимодействий и общественных отношений.

Интегрированное обучение и воспитание в учреждении дошкольного образования позволяет детям с особенностями психофизического развития ощутить себя равноправной и равноценной частью человеческого общества. Чтобы реализовать идею интегрированного обучения и воспитания, надо создать в условия, которые обеспечат каждому ребенку соответствующий его потенциальным возможностям уровень образования, безопасность, необходимые удобства, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества, а также дадут стимул для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования. Особое внимание при организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования необходимо уделить вопросам создания образовательной среды, обеспечивающей реализацию потребностей и возможностей ребёнка в соответствии с социокультурными нормами и задачами возрастного развития.

Понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.

Образовательная среда выступает неотъемлемой характеристикой любого учреждения образования. Это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей. По мнению В.А. Ясвина., термином «образовательная среда» следует обозначать «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Для того чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна быть способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (педагогов, воспитанников и их законных представителей).

Образовательная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Предметный мир детства – это среда развития всех специфических видов детской деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Проведенные научные исследования показали, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее», если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социо-предметной среде. (С.Л. Новоселова).

Изменение окружающей среды при включении детей с особенностями психофизического развития в активную совместную жизнедеятельность со здоровыми детьми предполагает, что специальной адаптации подвергается предметно-пространственная зона (в ней ребёнок должен чувствовать себя в безопасности, хорошо ориентироваться и свободно передвигаться) и определённые изменения адаптационного характера произойдут в социальной среде (окружающим необходимо понять, что любой ребёнок – это прежде всего ребёнок, понять специфику трудностей детей с особенностями развития, а также оказывать им посильную психолого-педагогическую помощь).
Если для нормально развивающего ребёнка образовательная среда выступает в качестве источника разнообразного культурного опыта и условий, обеспечивающих его успешное присвоение, то для ребёнка с особенностями психофизического развития образовательная среда, кроме сказанного, выступает в новом качестве – она является одним из ведущих средств обеспечения коррекционной направленности образовательного процесса. Поэтому важная задача педагогов, работающих в условиях интегрированного обучения и воспитания, – обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно ориентированную образовательную среду,  модифицируя при этом каждую группу средовых ресурсов применительно к детям с особенностями психофизического развития. 
Отбор средовых ресурсов осуществляется как с учётом образовательных целей (функций среды), так и возраста детей.

           Учреждение дошкольного образования – это естественное жизненное пространство детей. Поэтому важной задачей на сегодняшний день становится осмысление особенностей толерантной образовательной среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие ребенка.

П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Китов, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др. занимались психологическими исследованиями  по проблемам развития личности и вопросами адаптации детей к требованиям социальной среды.

Установлено, что процессы обновления содержания дошкольного образования не могут быть оторваны от современной образовательной  среды, в которой они должны воплощаться. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна способствовать развитию самостоятельности ребенка, удовлетворению его потребностной сферы, включающей физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, привязанности, признании, уважении, самоактуализации.

В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования образовательной среды как условия формирования личности. Построение предметно-развивающей среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В учреждении дошкольного образования обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Задача педагогических работников состоит в умении моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.

Учреждение дошкольного образования посредством создания содержательных, организационных и методических условий призвана помочь каждому ребенку быть:

• субъектом собственной жизнедеятельности;

• субъектом предметной деятельности;

• субъектом деятельности общения;

• субъектом деятельности самосознания.

Образовательная среда рассматривается нами как некое пространство возможностей и выборов личности. Такая среда позволяет участникам образовательного процесса ответить для себя на вопросы: «Для чего обучаться?», «Чему обучаться?», «Как обучаться?», «С кем обучаться?», «Где обучаться?». Важнейшей характеристикой образовательной среды в учреждении дошкольного образования с точки зрения взаимодействия взрослых и детей является переход от манипулирования ребенком как объектом педагогического воздействия к созданию условий развития ребенка как самоценной личности, субъекта образовательной деятельности.

Выбор темы инновационного проекта обусловлен наличием ряда социально значимых противоречий:

Противоречие 1: с одной стороны на современном этапе развития педагогической науки и практики назрела необходимость использования потенциала образовательной среды, оптимизации ее влияния на личность ребенка, однако модель ее проектирования и внедрения применительно к условиям интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования еще недостаточно разработана.

Противоречие 2: в  практике наблюдается многообразие средовых ресурсов для организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в том числе с особенностями психофизического развития. В то же время их несистемное объединение приводит к перегрузке коррекционно-развивающего процесса, нарушению единства применения педагогических средств. На наш взгляд, системообразующим началом может стать толерантная образовательная среда (социокультурная и предметно-развивающая), созданная с учетом конкретного нарушения и индивидуальных потребностей каждого ребенка группы интегрированного обучения и воспитания.

Противоречие 3: с одной стороны, представления о современной образовательной среде и ее составляющих обеспечивают понимание педагогами необходимости ее целенаправленного проектирования и моделирования, а с другой стороны, имеется объективная трудность в отборе средовых ресурсов с учетом образовательных целей и возможностей детей, что усиливает значимость методического сопровождения педагогов при организации интегрированного обучения и воспитания.

Противоречие 4: в практике интегрированного обучения и воспитания осуществляется педагогическое просвещение родителей в различных формах сотрудничества с учреждением дошкольного образования. В то же время имеет место психологический момент неприятия ребенка с особенностями психофизического развития как сверстниками, так и родителями нормально развивающихся детей. Данное противоречие обусловливает необходимость  индивидуализации и дифференциации форм сотрудничества с семьями воспитанников с учетом запросов, интересов, социального статуса родителей, что позволит обеспечить включение родителей в основные сферы функционирования учреждения дошкольного образования: управление, образовательный процесс, хозяйственно-административную деятельность.

Таким образом, в качестве цели современного учреждения дошкольного образования следует определить создание толерантной образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ребенка. Такая среда призвана способствовать тому, чтобы ребенок мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и индивидуальных возможностей.

 

Новизна инновационного проекта заключается в:

  • Разработке стратегии внедрения модели толерантной  образовательной  среды при организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования;
  • Определении организационно-управленческих и педагогических условий внедрения модели толерантной  образовательной  среды при организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования;
  • разработке форм методической работы, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников учреждения дошкольного образования, обеспечивающих внедрение модели толерантной  образовательной  среды;
  • разработке диагностического инструментария и обеспечении мониторинга процесса и результатов внедрения модели;
  • выявлении эффективных педагогических средств для устранения барьеров и стереотипных представлений у участников образовательного процесса по отношению к детям с особенностями психофизического развития;
  • обеспечении социально-педагогической и психологической поддержки каждого воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания;
  • эффективном реагировании на индивидуальные потребности детей и оказании им адекватной коррекционно-педагогической помощи на основе средового подхода;
  • систематизации и обобщении опыта работы по внедрению модели толерантной  образовательной  среды при организации интегрированного обучения и воспитания;
  • разработке методических рекомендаций по внедрению модели толерантной  образовательной  среды при организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования.

 

                                                                 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель – научное и организационно-методическое обоснование создания модели толерантной образовательной среды при организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования.

Задачи инновационного проекта:

1. Разработать стратегию внедрения модели толерантной  образовательной среды при организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования.

2. Определить организационно-управленческие и педагогические условия внедрения модели толерантной образовательной среды при организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования.

3. Обеспечить систему научно-методического сопровождения инновационной деятельности на всех этапах реализации проекта.

4. Разработать формы методической работы, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогических работников учреждения дошкольного образования, обеспечивающие внедрение модели толерантной  образовательной  среды.

5. Разработать диагностический инструментарий и обеспечить мониторинг процесса и результатов внедрения модели.

6. Изучить, систематизировать и обобщить опыт работы по внедрению модели  создания толерантной образовательной среды.

7. Разработать методические рекомендации по использованию модели толерантной образовательной среды при организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.