КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При внедрении модели толерантной образовательной среды при организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования принимались во внимание основные научные результаты реализации экспериментального проекта «Апробация модели организации образовательного процесса при совместной реализации учебной программы дошкольного образования и образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования». Экспериментальный проект осуществлялся с 2011 по 2013 год. Научный руководитель - Кислякова Ю.Н., главный инспектор управления дошкольного образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук.
Экспериментальная деятельность по теме «Апробация модели организации образовательного процесса при совместной реализации учебной программы дошкольного образования и учебных программ специального образования на уровне дошкольного образования» проводилась на основании приказа Министра образования Республики Беларусь № 453 от 1 июня 2011 г. «Об утверждении перечня учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2011-2012 учебном году». В 2011-2012 учебном году экспериментальная деятельность осуществлялась на базе ГУО «Ясли-сад №10 г. Пинска» Брестской области, ГУО «Санаторные ясли-сад №1 г. Солигорска» Минской области, в 2012-2013 учебном году приказом Министра образования С.А. Маскевича № 546 от 9 июня 2012г. на базе следующих учреждений: ГУО «Ясли-сад №10 г. Пинска» Брестской области, ГУО «Санаторные ясли-сад №1 г. Солигорска» Минской области, ГУО «Ясли-сад № 296 г. Минска», ГУО «Ясли – сад № 546 г. Минска», ГУО «Дошкольный центр развития ребенка агрогородка Поречье» Гродненского района Гродненской области.
К результатам реализации экспериментального проекта относятся:
- разработка и апробация модели организации образовательного процесса при совместной реализации учебной программы дошкольного образования и образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, включающей целевой, субъектный, содержательный, методический и результативный блоки, взаимосвязь которых обеспечивает качество образовательного процесса и значимые достижения педагогов, родителей, воспитанников;
- выявление позитивных тенденций и проблемных полей организации образовательного процесса в группах интегрированного обучения и воспитания;
- совершенствование учебного плана при совместной реализации учебной программы дошкольного образования и образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования (для детей с интеллектуальной недостаточностью);
- определение оптимальных форм организации, методов и приемов обучения, обеспечивающих овладение воспитанниками минимальным обязательным содержанием дошкольного образования, активное включение детей с особенностями психофизического развития в жизнедеятельность учреждения дошкольного образования;
- совершенствование форм взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи, что обеспечило включенность родителей в образовательный процесс, повышение степени влияния родительского участия на развитие детей и социальную адаптацию;
- разработка форм методического сопровождения участников образовательного процесса, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
---|---|---|
1. |
Доступность дошкольного образования и удовлетворенность образовательными услугами учреждения дошкольного образования |
степень удовлетворенности родителей (результаты опросов, бесед, анкетирования): 1.1. качеством дошкольного образования воспитанников в группе интегрированного обучения и воспитания; 1.2. образовательной толерантной средой; 1.3. профессиональной компетентностью педагогов учреждения дошкольного образования |
2. |
Качество дошкольного образования воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания |
2.1. показатели познавательного, личностного развития, сформированности социальных умений воспитанников* 2.2. создание толерантной образовательной среды в дошкольном учреждении: степень участия родителей в образовательном процессе (по результатам опросов, бесед, анкетирования); 2.3. инновационная компетентность и исследовательская культура педагогов: создание профессиональной среды для обмена опытом; эффективность работы по повышению педагогического мастерства педагогических работников в межкурсовой период (участие в творческих мероприятиях, конкурсах, методических объединениях и пр.); профессиональные достижения педагогов. |
3. |
Качество управления инновационной деятельностью в дошкольном учреждении |
наличие в дошкольном учреждении необходимых организационно-педагогических и материально-технических условий; наличие системы стимулирования педагогов; желание и готовность педагогов работать в режиме инновационной деятельности. |
1. Критерий социально-эмоционального развития воспитанников оценивается по следующим показателям:
- умение детей устанавливать взаимоотношения друг с другом и взрослыми в различных ситуациях общения;
- умение соблюдать детьми правила речевого этикета, касающихся проявления эмоционально-ценностного отношения к значимым взрослым и сверстникам (постоянно, регулярно, эпизодически – в зависимости от возможностей детей);
- овладение детьми речевым поведением, т.е. системой целенаправленно и последовательно выполняемых действий, отражающих способы использования ребенком языка в конкретных социально-бытовых ситуациях;
- проявление способностей воспитанников адекватно ориентироваться в предметном, природном, социальном окружении.
2. Критерий личностного развития воспитанников оценивается по следующим показателям:
овладение детьми социально значимой информацией о себе (имя, фамилия, возраст);
умение воспроизведения социально значимой информации о себе в естественных и специально организованных социально-бытовых ситуациях;
умение проявлять эмпатийные чувства по отношению к окружающим сверстникам и взрослым;
осознание ценности каждой личности и уважение к различиям.
3. Критерии повышения качества образовательного процесса в группах учреждения дошкольного образования:
- умение создавать толерантную образовательную среду;
- совершенствование профессиональной компетентности педагогов, преодоление барьеров в сознании;
- использование разнообразных форм и педагогических приемов в работе с детьми и родителями;
- внедрение разнообразных форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, обеспечивающих включение родителей в основные сферы функционирования дошкольного учреждения: управление, образовательный процесс, хозяйственно-административная деятельность.