Скоро в школу!
Тест для родителей
Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?
- Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
- Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
- На мой взгляд – 4 урока, это непомерная нагрузка для маленьких детей.
- Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
- Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учитель – его собственная мама.
- Трудно представить, что 1-классник может быстро научиться читать, считать, писать.
- Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
- Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
- Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
- Я думаю, что моему ребенку будет тяжело расставание с матерью, когда он пойдет в школу.
- Начальная школа, по-моему, редко способна научить ребенка чему-либо.
- Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
- Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
- Боюсь, что учитель не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
- Мой ребенок часто говорит: "Мама, давай мы вместе пойдем в школу".
Если Вы согласны с утверждением, то поставьте крестик, если нет, то минус возле цифры со скобкой.
1 2 3 4 5
-----------------------------------
1) 2) 3) 4) 5)
6) 7) 8) 9) 10)
11) 12) 13) 14) 15)
После этого посчитайте все крестики и оцените себя:
Общий показатель:
4 и менее баллов – Вы готовы к школьной жизни ребенка, существенных проблем не предвидится.
5 – 10 баллов – надо лучше подготовиться к возможным трудностям заранее, проанализировать возможные проблемы и постараться решить их до поступления в школу.
10 и более баллов – неплохо посоветоваться с детским психологом.
Затем посчитайте количество баллов в столбиках и оцените:
Если получилось 2 и более крестика, то –
1 столбик – надо проводить с ребенком больше игр и занятий на развитие памяти, внимания, моторики.
2 столбик – обратить внимание на умение общаться с другими детьми.
3 столбик – могут возникнуть сложности со здоровьем, поэтому надо заранее заняться закаливанием и т. п.
4 столбик – есть опасения, что не будет контакта с учителем (у Вас и у ребенка)
5 столбик – ребенок слишком привязан к матери, может стоит отложить школу еще на год или приучать ребенка к большей самостоятельности.
Речевая готовность детей к школе
Быть готовым к школе – не значит
Уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе –значит
Быть готовым всему этому научиться
Речевая готовность это:
- Сформированность звуковой стороны речи
Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другим
- Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Владение элементарными навыками звукового анализа:
- Умение определять место звука в слове
Например, В слове МАШИНА звук М находится в начале слова, в слове КОМНАТА - в середине, а в слове ДОМ– в конце слова
- Слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- Определять количество и последовательность звуков в слове
Например, МАК первый звук – М, второй А, третий- К
- Умение составлять слова из звуков К, И, Т – КИТ
- Называть слова на заданный звук.
- Умение делить слова на слоги КУ-БИ-КИ
- Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
- Умение пользоваться разными способами словообразования
- Умение образовывать приставочные глаголы ехать- переехать- объехать-выехать
- Умение образовывать сложные слова листья падают – листопад, снег падает –снегопад
- Умение образовывать прилагательные от существительных стол сделан из дерева- деревянный
- Умение образовывать относительные прилагательные (снег-снежный), притяжательные прилагательные (хвост лисы- лисий) от существительных
- Умение образовывать уменьшительно- ласкательные значения голова-головка- головушка
- Сформированность грамматического строя речи
- Умение правильно употреблять простые распространенные и сложные предложения
- Умение употреблять предложно - падежные конструкции
- Умение выделять предлоги в предложении как отдельное слово
- Умение определять количество и последовательность слов в предложении Синица сидит на ветке ( 4 слова)
- Распространять предложения второстепенными и однородными членами;
- Работать с деформированным предложением,
- Самостоятельно находить ошибки и устранять их;
- Составлять предложения по опорным словам и картинкам Солнце, греет, жарче, весной - Весной солнце греет жарче
6.Сформированность связной речи
- Умение пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки, сохраняя смысл и содержание
- Умение составлять рассказ по серии 3-6 сюжетных картин
- Умение составлять рассказ по сюжетной картине
- Умение составлять рассказ-описание
Недоразвитие одной из составляющей делает речь неполноценной.
Первое - произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.
Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.
Второе - это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).
Третье – словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может порассуждать.
Четвертое – лексико - грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму.
И пятое – связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.
Т.о.наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Советы и рекомендации учителя-дефектолога
- Общайтесь со своими детьми. Учите ребенка слушать и слышать! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.
- Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Убираясь в квартире, попросите ребенка найти не меньше 5 -10 слов (названий предметов), где первым был бы какой-то определенный звук. Только помните, что именно звук (не удивляйтесь, если на звук «А» ребенок назовет «огурец» - он прав!)
- Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы малыш назвал предметы которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.
- В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках новые или незнакомые фрукты–овощи ( например, помело),продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.
- При общении с ребёнком следите за своей речью; говорите с ним не торопясь; звуки и слова произносите чётко и ясно; непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните
- Не подделывайтесь под детскую речь; не злоупотребляйте уменьшительно — ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие;
- Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Не покупайте бесконечное количество тетрадей-прописей, а лучше больше лепите, нанизывайте бусины, пуговицы, а используя раскраски опять помните, что лучше меньше, да лучше!
- Читайте вслух художественную литературу
- Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать на ошибки, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша»
И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.