Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Скоро в школу!

Дата: 30 января 2021 в 18:47
Автор: Кисель Е. А.
140 просмотров

Тест для родителей

Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?

  1.   Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
  2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
  3. На мой взгляд – 4 урока,  это непомерная нагрузка для  маленьких детей.
  1. Трудно быть уверенным,  что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  2. Ребенок может спокойно учиться только в том случае,  если учитель – его собственная мама.
  3. Трудно представить,  что 1-классник может быстро научиться читать, считать, писать.
  4. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
  5. Боюсь  даже  думать о том,  как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
  6. Мой  ребенок  часто  плачет,  когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  7. Я думаю,  что моему ребенку будет тяжело расставание с матерью, когда он пойдет в школу.
  8. Начальная школа,  по-моему,  редко способна научить ребенка чему-либо.
  9. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
  10. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  11. Боюсь,  что  учитель  не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
  12. Мой ребенок часто говорит: "Мама, давай мы вместе пойдем в школу".

Если Вы  согласны  с утверждением,  то поставьте крестик,  если нет, то минус возле цифры со скобкой.

     1     2       3        4         5

     -----------------------------------

     1)    2)      3)       4)        5)

     6)    7)      8)       9)        10)

     11)  12)    13)     14)      15)

    

После этого посчитайте все крестики и оцените себя:

Общий показатель:

     4 и менее баллов – Вы готовы к школьной жизни ребенка, существенных проблем не предвидится.

     5 – 10 баллов – надо лучше подготовиться к возможным трудностям заранее, проанализировать возможные проблемы и постараться  решить  их  до поступления в школу.

     10 и более баллов – неплохо посоветоваться с детским психологом.

 Затем посчитайте количество баллов в столбиках и оцените:

Если получилось 2 и более крестика, то –

     1 столбик – надо  проводить  с ребенком больше игр и занятий на развитие памяти, внимания, моторики.

     2 столбик – обратить внимание на умение общаться с другими детьми.

     3 столбик – могут возникнуть сложности со здоровьем, поэтому надо заранее заняться закаливанием и т. п.

     4 столбик – есть опасения,  что не будет контакта с  учителем  (у Вас и у ребенка)

     5 столбик – ребенок слишком привязан к матери,  может стоит отложить школу еще на год или приучать ребенка к большей самостоятельности.

Речевая готовность детей к школе                                                                                                

                                                                                                     Быть готовым к школе – не значит

                                                                                                                      Уметь читать, писать, считать.

                                                                               Быть готовым к школе –значит

                                                                                                                   Быть готовым всему этому научиться


Речевая готовность это:

  1. Сформированность звуковой стороны речи

Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другим

                                                   

  1.  Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  2. Владение элементарными навыками звукового анализа:
  • Умение определять место звука в слове

 Например, В слове МАШИНА звук М находится в начале слова, в слове КОМНАТА -  в середине, а в слове ДОМ– в конце слова

  • Слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • Определять количество и последовательность звуков в слове

      Например, МАК первый звук – М, второй А, третий- К

  • Умение составлять слова из звуков       К,  И,  Т – КИТ
  • Называть слова на заданный звук.
  • Умение делить слова на слоги     КУ-БИ-КИ
  • Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
  1. Умение пользоваться разными способами словообразования
  • Умение образовывать приставочные глаголы  ехать- переехать- объехать-выехать
  • Умение образовывать  сложные слова листья падают – листопад, снег падает –снегопад
  • Умение образовывать прилагательные от существительных стол  сделан из дерева- деревянный
  • Умение образовывать относительные прилагательные (снег-снежный), притяжательные прилагательные (хвост лисы- лисий) от существительных
  • Умение образовывать уменьшительно- ласкательные значения  голова-головка- головушка

  1. Сформированность грамматического строя речи
  • Умение правильно употреблять простые распространенные  и сложные предложения
  • Умение употреблять  предложно - падежные конструкции
  • Умение выделять предлоги  в предложении как отдельное слово
  • Умение определять количество и последовательность слов в предложении  Синица сидит на ветке  ( 4 слова)
  • Распространять предложения второстепенными и однородными членами;
  • Работать с деформированным предложением,
  •     Самостоятельно находить ошибки и устранять их;
  • Составлять предложения по опорным словам и картинкам Солнце, греет, жарче, весной - Весной солнце греет жарче                            

6.Сформированность связной речи

  • Умение  пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки, сохраняя смысл и содержание
  • Умение составлять рассказ по серии 3-6 сюжетных картин
  •  Умение составлять рассказ по сюжетной картине
  • Умение составлять рассказ-описание

Недоразвитие   одной из составляющей делает речь неполноценной.

  Первое - произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.

Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают  на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.       

Второе - это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

Третье – словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может  порассуждать.

Четвертое – лексико - грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность  грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму.

И пятое – связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие  или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.

Т.о.наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Советы и рекомендации учителя-дефектолога

  • Общайтесь со  своими детьми.  Учите ребенка слушать и слышать! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.
  • Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Убираясь в квартире, попросите ребенка найти не меньше 5 -10 слов (названий предметов), где первым был бы какой-то определенный звук. Только помните, что именно звук (не удивляйтесь, если на звук «А» ребенок назовет «огурец» - он прав!)
  • Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы малыш назвал предметы которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.
  • В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках новые или незнакомые фрукты–овощи ( например, помело),продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.
  • При общении с ребёнком следите за своей речью; говорите с ним не торопясь; звуки и слова произносите чётко и ясно; непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните
  •    Не подделывайтесь под детскую речь; не злоупотребляйте уменьшительно — ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие;
  •   Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Не покупайте бесконечное количество тетрадей-прописей, а лучше больше лепите, нанизывайте бусины, пуговицы, а используя раскраски опять помните, что лучше меньше, да лучше!
  • Читайте вслух художественную литературу
  • Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать на ошибки, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша»

      И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем. 
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.